Права коллекторов, или Как закон регулирует методы воздействия на должника

Содержание
  1. Статья 20.  участие юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в некоммерческих организациях
  2. Статья 19.  решения и предписания уполномоченного органа по результатам проверок юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр
  3. 11 альтернативных вариантов закона о коллекторах
  4. Глава 4. заключительные положениястатья 21.    внесение изменений в федеральный закон «о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»
  5. Ответственность коллекторов
  6. Типы нарушений коллекторов
  7. Требования к коллекторским агентствам
  8. Требования к кредиторам
  9. Чем грозит должнику публикация сведений в реестре?
  10. Чем грозят должникам нововведения в законодательстве?

Статья 20.  участие юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в некоммерческих организациях

1. Юридические лица, осуществляющие деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, вправе создавать ассоциации (союзы) в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, в том числе саморегулируемые организации в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».2.

Статья 19.  решения и предписания уполномоченного органа по результатам проверок юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр

  1. По результатам проверки уполномоченный орган принимает решение:
    1) о выдаче предписания об устранении выявленного нарушения, если таким нарушением является несоответствие юридического лица, его учредителей (участников), органов и (или) работников требованиям, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона, а также несоблюдение обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенного в государственный реестр, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона, при этом отсутствуют предусмотренные статьей 16 настоящего Федерального закона основания для исключения юридического лица из государственного реестра. Предписание подлежит исполнению в указанный в предписании срок, который не может составлять менее чем тридцать рабочих дней со дня получения предписания;
    2) об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра при наличии предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона оснований для исключения юридического лица из государственного реестра.
  2. Решение, предписание уполномоченного органа могут быть оспорены в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.
  3. Подача заявления о признании недействительными решения, предписания уполномоченного органа не приостанавливает исполнение решения, предписания, если арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания.

11 альтернативных вариантов закона о коллекторах

Государственная дума РФ должна была рассмотреть законопроект N 999547-6 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов» в пятницу, 25 марта, однако была вынуждена перенести рассмотрение на начало апреля из-за того, что в ГД были поданы еще 11 вариантов законопроекта, в том числе и полностью запрещающие деятельность коллекторов.

Если закон о коллекторах все-таки примут в весеннюю сессию, то заработает он не раньше осени. В законе оговаривается, что уполномоченный орган, который будет вести реестр коллекторов и следить за их работой, будет создан сразу после опубликования закона, а полностью он вступит в силу только спустя 180 дней после опубликования.

Глава 4. заключительные положениястатья 21.    внесение изменений в федеральный закон «о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

Внести в Федеральный закон от 2 июля 2020 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 27, ст. 3435; 2020, № 30, ст. 4084; № 51, ст. 6695; 2020, № 29, ст. 4357; 2020, № 1, ст. 27) следующие изменения:1)

«Статья 121.  Особенности начисления процентов и иных платежей при просрочке исполнения обязательств по займу

1. После возникновения просрочки исполнения обязательства заемщика – физического лица по возврату суммы займа и (или) уплате причитающихся процентов микрофинансовая организация по договору потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года, вправе продолжать начислять заемщику – физическому лицу проценты только на не погашенную им часть суммы основного долга.

Проценты на не погашенную заемщиком часть суммы основного долга продолжают начисляться до достижения общей суммы подлежащих уплате процентов размера, составляющего двукратную сумму непогашенной части займа. Микрофинансовая организация не вправе осуществлять начисление процентов за период времени с момента достижения общей суммы подлежащих уплате процентов размера, составляющего двукратную сумму непогашенной части займа, до момента частичного погашения заемщиком суммы займа и (или) уплаты причитающихся процентов. 2.

После возникновения просрочки исполнения обязательства заемщика – физического лица по возврату суммы займа и (или) уплате причитающихся процентов микрофинансовая организация по договору потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает один год, вправе начислять заемщику – физическому лицу неустойку (штрафы, пени) и иные меры ответственности только на не погашенную заемщиком часть суммы основного долга.3.

Условия, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, должны быть указаны микрофинансовой организацией на первой странице договора потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает один год, перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского займа.».

Ответственность коллекторов

Федеральным законом от 03.07.2020 № 231-ФЗ с 01.01.2020 статьей 14.57 КоАП РФ с 01.01.2020 установлена административная ответственность за противоправные действия коллекторов:

Типы нарушений коллекторов


После того, как банк продал долг коллекторам или оформил представительство своих интересов, последние не всегда могут воздействовать на заемщиков законным способом. Ниже будут перечислены самые распространенные нарушения, допускаемые коллекторскими агентствами при работе.

Звонки ранним утром или поздним вечером

Руководствуясь п. 1 ч. 3 ст. 7 закона № 230-ФЗ, коллекторы имеют возможность звонить дебиторам в период с 8 утра до 10 вечера по региональному времени в рабочие дни и с 9 утра до 8 вечера в субботу-воскресенье или в праздники. Также должностное лицо обязано сообщить, от имени какого агентства оно работает, на основании какой сделки взыскивает задолженность. Если взыскатель звонит в 6 утра или в 2 часа ночи, то это явное нарушение действующего законодательства.

Публичное объявление о сумме долга

Не редки ситуации, когда на доске объявлений у подъезда появляется информация, что некий гражданин N имеет задолженность в сумме X перед неким банком или МФО. Иногда подобные объявления можно встретить на остановках общественного транспорта. Некоторые особо недобросовестные коллекторы публикуют информацию о просроченном кредите непосредственно в компании, где работает должник. Такие действия могут создать у человека трудности в общении с соседями или коллегами.

Подобные действия также являются нелегальными, поскольку в соответствии ст. 7 закона «О персональных данных» № 152-ФЗ коллекторы обязаны беречь сведения о должнике и не раскрывать их без согласия заемщика. Если это произошло, то есть смысл обращаться в полицию или прокуратуру за защитой.

Коллекторы в вышеуказанном случае нарушают:

  • ст. 13.11 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, по которой конкретным должностным лицам грозит штраф до 6 тыс. руб., а самому агентству – до 30 тыс. руб.;

  • ст. 137 Уголовного кодекса (УК) РФ, согласно которой распространение частной информации с использованием личного служебного положения может повлечь наложение штрафа до 300 тыс. руб. или лишение свободы до 4 лет с запретом быть коллектором в течение 5 лет;

  • ст. 138 УК РФ, если коллектор сообщит третьим лицам информацию, которую должник передал ему по телефонному разговору или в переписке, с наказанием, аналогичным ст. 137 УК РФ.

Проникновение в дом без согласия заемщика

Если из-за просрочки кредита коллекторы намереваются проникнуть в жилье должника и делают это насильственными методами (проталкивают внутрь дома его собственника, если он добровольно вышел с ними на контакт, взламывают двери или окна), то подобное деяние является уголовно наказуемым.

В этом случае коллектор понесет ответственность на основании ст. 139 УК как нарушитель неприкосновенности жилья. В этом случае на должностное лицо могут наложить штраф до 300 тыс. руб., лишить его свободы до 3 лет, а также права работать в агентстве до 5 лет.

Если в ходе нелегального проникновения в квартиру взыскатель повредил имущество, то хозяин жилья имеет право на компенсацию ущерба по гражданскому иску.

Оскорбления

Угрозы и совершение физического насилия

Угрозы причинить вред здоровью или совершить убийство при взыскании задолженности, а порой и исполнение угроз на деле – уголовно наказуемое деяние. В зависимости от того, к каким именно методам прибегли коллекторы, их можно привлечь к ответственности по:

·        ст. 119 УК за угрозу расправы над заемщиком – в этом случае должностному лицу грозит тюремный срок до 2 лет;

·        ст. 112 УК при причинении среднего вреда здоровью – за учинение расправы коллектору может грозить до 3 лет лишения свободы;

·        ст. 111 УК, если неплательщику причинили тяжкий вред здоровью – суд может отправить взыскателя в колонию до 8 лет.

Вымогательство

Некоторые коллекторы обещают прекратить преследование должника, если тот заплатит им определенную сумму денег. Подобное поведение неправомерно и подпадает под признаки уголовного преступления. Должностное лицо привлекут к ответственности по ст. 163 УК. Ему будет грозить тюремный срок до 4 лет и штраф до 80 тыс. руб.

Требования к коллекторским агентствам

Новый закон предъявляет серьезные требования к коллекторским агентствам. Во-первых, взыскание долгов должно быть их основным видом деятельности. Во-вторых, они должны быть внесены в специальный реестр. В-третьих, предъявлены требования к размеру чистых активов агентства — не менее 10 млн рублей на основании бухгалтерской отчетности. В-четвертых, агентство должно быть застраховано на случай причинения убытков должнику.

Таким образом, изменения направлены на определенную «зачистку» рынка коллекторских агентств от мелких фирм с уставным капиталом 10 тыс. рублей, которые ни за что не несут ответственность и могут в любой момент «сменить вывеску» и начать работать под новым брендом. Теперь сделать это будет сложнее.

В законе также говорится о необходимости определения уполномоченного органа, который будет следить за деятельностью коллекторов и вести соответствующий реестр. Пока непонятно, будет ли этот орган создан или такие полномочия будут переданы одному из уже работающих надзорных ведомств.

Требования к кредиторам

Кредитор обязан уведомить должника о том, что к работе по возврату его долга привлечено коллекторское агентство. Такое уведомление направляется должнику в течение 30 рабочих дней с даты привлечения коллекторов. Законом определены сведения о коллекторском агентстве, которые кредитор в обязательном порядке должен сообщить должнику в данном уведомлении.

Кредитору разрешается привлекать к работе по возврату долга только одно коллекторское агентство, привлекать несколько, как это часто происходит сегодня, – запрещается.

Кредитор, как и действующее в его интересах агентство, обязаны отвечать на обращения должника по поводу долга не позднее 30 дней со дня получения такого обращения.

Кредитор как и коллекторское агентство обязаны возместить убытки и компенсировать моральный вред, причиненные их неправомерными действиями должнику и иным лицам.

Чем грозит должнику публикация сведений в реестре?

Пункты 1.1 и 1.2 будущей редакции статьи 9 Закона о коллекторах указывают, что сведения о заключенных договорах уступки права требования и агентских договорах не являются информацией, опубликованной в открытом доступе, и названные сведения предоставляются лишь трем субъектам:

  • самому должнику;
  • его кредитору (банку или МФО);
  • коллектору, которого привлек банк или МФО к взысканию просроченной задолженности.

При этом кредитор или коллектор может проверить сведения, авторизовавшись на портале с использованием электронной цифровой подписи, а должник (физическое лицо) – путем авторизации через ЕСИА (портал государственных услуг).

То есть, никакой информации о должнике постороннее лицо получить не сможет. ​ ​

Чем грозят должникам нововведения в законодательстве?

Поскольку процедура внесения сведений о заключенных с коллекторами договорах в государственный реестр требует дополнительных временных затрат и является для кредитора услугой платной, в ближайшее время стоит ожидать активизации работы банков и МФО по продаже коллекторам просроченной задолженности, а также «оживления» коллекторских агентств с подачей в суды заявлений о выдаче судебных приказов и исков о взыскании просроченной задолженности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
BestCreditOnline.ru