Как поднять себе зарплату: пошаговое руководство уверенного в себе сотрудника

Объясните, что увольнять вас еще дороже

Это инструмент для тех случаев, когда работать за меньшее вы категорически не хотите. Подходит для сложных работ и ценных работников. Сработает если нового сотрудника нужно долго учить, стажировать, и у компании теряется при этом текущая прибыль.

Определить диапазон роста дохода

Знайте максимум, на который стоит надеяться, и минимум, ради которого стоит просить. Заявлений типа «чем больше – тем лучше» и «сколько дадите» лучше избегать. Могут дать слишком мало, либо пообещают, отложат и забудут.

Выяснить, как назначается зарплата и кто может ее повысить

Большинство рекомендаций «как просить прибавки к жалованию» списаны с заграничных «учебников» и оптимальны для частных фирм, где директор еще и хозяин, или хотя бы управляющий с широкими полномочиями. А на предприятиях «советского типа» платят не человеку, а должности. Согласно «тарифной сетке» и «типовому контракту».

Правильно выбрать время и место

Даже если вам кажется, что начальник «ничего не делает», знайте – он постоянно занят, хотя бы тем, что несет ответственность. В массе случаев руководитель чем-то озабочен, новых проблем не ищет, на чужие проблемы отвлекаться не хочет и на тех, кто отвлекает, раздражается.

Потому желательно искать момент, когда настроение начальства деловое, но уравновешенное. Время после обеда обычно лучше утреннего. Середина месяца лучше отчетных дней. Отличный период – когда предприятие на подъеме, распределяет дополнительные средства и пр.

С выбором места экспериментировать не стоит. Рабочие вопросы комфортнее решать в рабочем кабинете.

До разговора приведите дела в порядок

Пусть в момент обсуждения все будет идеально. Иначе вместо повышения вам предложат «вначале устранить косяки». И так строго проследят за этим, что следующий удобный момент не скоро появится.

Ищите дополнительные рабочие обязанности

В рыночных отношениях труд – это товар. И за ваш товар не заплатят больше, если знают, что он больше не стоит, или нет возможности платить за него больше, или есть желающие работать за эту же зарплату. Тогда можно предложить работать больше или эффективнее: увеличить интенсивность, изменить спектр обязанностей, совмещать несколько работ в одной организации. Если компании это выгодно, то вопрос решится к общему удовольствию.

А если отказ?

Психологи опять же пытаются утешить: отказ — не повод для депрессии. Если вам отказали в повышении, обговорите с руководителем, чтобы вам дали еще ряд обязанностей, которые будут вознаграждены. Если этот вариант вам не подходит, то прямо спросите, с чем связано это решение. «Даже если работодатель хочет повысить вам зарплату, он не всегда может это сделать, — считает Анна Ленда.

— В этом случае поинтересуйтесь, когда вы сможете вернуться к этому разговору. Если вам отказали потому, что качество вашей работы не отвечает требованиям руководства, спросите, что нужно изменить, чтобы улучшить свои результаты. Составьте список целей и задач, чтобы и вы и ваш руководитель четко понимали, о чем вы договорились».

Олеся Милехина и Мария Жукова согласны с этим мнением: «Если сотрудника в целом устраивает его нынешнее место работы, не стоит принимать скоропалительного решения об уходе из компании. К разговору о повышении будет уместно вернуться через несколько месяцев».

Одного «да» мало

Если вам сказали «да», то не постесняйтесь обсудить следующие шаги. Спросите, когда все будет документально оформлено, кто предупредит бухгалтерию считать по-новому и пр.

Чего не стоит делать для повышения зарплаты

Нежелательно решать вопрос «на эмоциях». Это важно во всех смыслах, потому как чувства плохо сочетаются с цифрами. Если вырвать у начальника легкомысленное обещание, то он вскоре одумается, найдет повод его не исполнять. В результате – испорченные отношения и те же деньги.

Не стоит шантажировать руководство, особенно в трудный момент. Иногда можно получить согласие под угрозой уйти, когда некому работать и т.п. Но обстановка исправится, а фирма при случае избавится от ненадежного элемента.

Нельзя забывать свои обещания. Если в ответ на повышение зарплаты вы обещаете работать лучше, больше и эффективнее, то не стоит забывать об этом.

И ни в коем случае не выбирайте момент, когда начальник решает другие проблемы. Слушать в такой ситуации трудно, а отказать всегда проще.

Шаг второй. выберите удачный момент

Подготовка к разговору не должна ограничиваться только систематизацией ваших знаний и аргументов в пользу повышения. Половина успеха зависит от правильного выбора момента и времени для разговора. Психологи советуют не приставать к шефу с просьбой о прибавке в первой половине дня, так как в это время больше всего работы.

Лучше сделать это после обеда: и срочных дел стало меньше, и настроение у сытого человека благодушнее. Если смотреть шире, то вряд ли имеет смысл заикаться о повышении, когда у компании дела идут не блестяще. Кроме того, не стоит просить прибавку в день выплаты заработной платы.

«Вы успешно прошли испытательный срок и выполнили все требования и задачи, поставленные вам на этот период? В этот момент можно смело обращаться за прибавкой к зарплате, — считает Анна Ленда. — Однако не стоит говорить о повышении, если недавно (менее 6 месяцев назад) вы уже обращались с этой просьбой, и вопрос был решен в вашу пользу».

Мария Жукова добавляет, что если работник, претендующий на повышение, накануне запланированной беседы совершил серьезную рабочую ошибку, разговор стоит отложить до положительного разрешения ситуации. Также не обсуждайте повышение зарплаты между делом – подождите, когда у руководителя будет время для полноценного общения.

Олеся Милехина, генеральный директор агентства по подбору персонала «Гелион имидж», считает, что обязательно надо просить повышение «окладной или премиальной части компенсации после нескольких лет работы в одной компании, если за это время система мотивации не менялась».

Типичные ошибки

1. Аргументация просьбы о повышении словами: «Я работаю, как вол, и уже два года не был в отпуске» или «А моим коллегам уже повысили зарплату» не вызовет ничего, кроме раздражения.

2. Не копите свое недовольство в течение нескольких лет.

3. Не шантажируйте начальника тем, что в случае отказа уволитесь. Да не просто так, а в конкурирующую фирму. Велика вероятность, что вас уволят, и не по собственному желанию.

Шаг первый. морально подготовьтесь

Эксперты говорят, что ценность работника определяется тремя факторами: значимостью его работы для компании, реальными и потенциальными навыками и средней рыночной стоимостью специалистов его профиля. Нужно иметь четкое представление об этих слагаемых — тогда вы сможете оценить себя с точки зрения работодателя и успешно построить с ним диалог.

«Руководитель идет на повышение компенсации только в том случае, если уверен, что сотрудник этого заслуживает, — считает Анна Ленда, руководитель отдела кадров ЗАО «Креатив Медиа» — Чтобы не выглядеть голословным, необходимо подкрепить свои слова документами и конкретными цифрами, подтверждающими успехи».

С этим соглашается Анна Бабакина, HR-менеджер компании Сингента (Syngenta): «К разговору с работодателем надо подготовиться заранее. Для этого нужно ответить самому себе на вопрос: а почему мне, собственно, должны повысить зарплату? И лучше всего ответ на этот вопрос подкрепить фактами, подтверждающими, что вы действительно ценный сотрудник.

«Во-вторых, оцените, действительно ли ваша зарплата отстает от рынка, — продолжает Анна. — Это можно сделать, посмотрев на вакансии, которые публикуются на сайтах по поиску работы». «Можно собрать информацию, опросив знакомых из других компаний, а также изучив рекламные объявления в газетах и Интернете. Нет смысла просить о повышении, если ваша нынешняя зарплата и так выше среднерыночной», — советует Анна Ленда.

Шаг третий. выберите место для разговора

Лучше всего разговаривать с начальником в его же кабинете: он чувствует себя на своей территории и вполне расслаблен. По словам Марии Жуковой, решение вопросов о повышении зарплаты на корпоративных вечеринках — распространенная ошибка. На подобных праздниках руководитель, конечно, часто находится в хорошем расположении духа, но явно не настроен решать рабочие вопросы. Он выслушает вашу просьбу и ваши доводы, однако большая часть информации пройдет мимо его ушей.

Какое повышение имеет смысл просить

Анна Ленда не рекомендует «замахиваться» больше, чем на 10-15% от исходного дохода. А вот Олеся Милехина считает возможным просить повышение на 10-30%. Кроме того, изменения зарплаты могут касаться как базового оклада, так и процентной или премиальной составляющей.

«Процент, на который вы хотели бы повысить свой оклад, зависит вашей аргументации, — говорит Мария Жукова. — Поэтому, озвучивая желаемую сумму, старайтесь быть предельно объективными и позаботьтесь о фактах. Хорошим индикатором может послужить и ситуация на рынке. Если за время вашей работы в компании общий уровень рыночных зарплат значительно повысился, то смело можете называть рыночную стоимость вашего труда».

Шаг четвертый. решающий разговор

Наконец, вы подошли к главному моменту: разговору с руководителем. Психологи стараются успокоить: «Повышение зарплаты или продвижение по службе — это не вопрос жизни и смерти, а всего лишь приобретение очередного жизненного опыта, ну и, конечно, способ улучшения материального и социального положения. Не забывайте о том, что всегда существует масса альтернативных возможностей добиться желаемого. Нужно только научиться их видеть и использовать».

Но их убеждения редко работают: в самый ответственный момент сотрудник начинает волноваться, и разговор может выйти скомканным или даже просто не состояться.

Постройте в голове план того, что вы хотите сказать. Эксперты советуют вместо того, чтобы говорить, что вас не удовлетворяет теперешняя зарплата или должность, как поступает большинство людей, нужно использовать другой подход. Для успешного исхода переговоров о зарплате можно продемонстрировать начальнику собственные достижения или динамику рынка, в результате которой аналогичные специалисты в конкурирующих компаниях стали получать больше.

Мы попросили наших экспертов смоделировать ситуацию беседы с боссом.

Анна Ленда: «Иван Иванович, я хотел обсудить с вами мою работу. Мне очень нравится работать в нашей компании, и я хочу приносить максимум пользы. Поэтому мне важно понимать, как вы меня оцениваете. Как вы считаете, над чем мне еще поработать? А как вы считаете, у меня есть перспективы по повышению в должности или повышению зарплаты (конечно, если у компании есть такая возможность)? Я хочу представлять свои шансы и вашу оценку моего труда. Ведь заработная плата — это тоже оценка».

«Не стоит аргументировать свое желание получать больше денег словами: «Я работаю уже два года, ни разу не был в отпуске и никогда не брал больничный», или «Я все выходные провожу в офисе», — продолжает Ленда. — Такие аргументы ничего кроме раздражения вы не вызовут». Ни в коем случае не ставьте ультиматум: «Или вы повысите мне зарплату, или я уволюсь». Самым вероятным ответом будет «Увольняйтесь».

А вот пример ответа Олеси Милехиной: «Иван Иванович! Могли бы вы мне уделить несколько минут? Мне очень нравится работать в нашей компании. Мне интересны задачи, которые я решаю, у меня сложившиеся хорошие отношения в коллективе, и я вижу для себя дальнейшие перспективы профессионального и карьерного роста.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
BestCreditOnline.ru