Экономическое воспитание дошкольников в старшей группе

Содержание
  1. Драматизация русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» (с использованием теневого театра).
  2. Занятие «Деньги и товары».
  3. Занятие «Игра-путешествие водяной капельки».
  4. Занятие-беседа «Экономика и мы».
  5. Занятие-телепередача «Почта гнома Эконома».
  6. Игра-занятие «Накопление и потребление».
  7. Познавательное занятие «В гостях у семьи экономистов».
  8. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Сивка-бурка».
  9. Чтение и обсуждение сказки «Колосок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов.
  10. Беседа «Деньги и их роль в жизни».
  11. Дидактическая игра «Доходы семьи».
  12. Дидактическая игра «Супермаркет».
  13. Игра-занятие «Заветные желания».
  14. Конкурс «Назови профессию».
  15. Лепка «Наши помощники — электроприборы».
  16. Просмотр видеоматериалов, аудиорассказ о производстве заводов.
  17. Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр».
  18. Чтение и обсуждение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
  19. Дидактическая игра «Собираясь в дальний путь…».
  20. Игровой тематический комплекс «Юный бизнесмен».
  21. Комплексное занятие «Хочу и надо».
  22. Познавательное занятие «Как выращивают хлеб».
  23. Познавательное занятие «Потребности. Какие они?».
  24. Разыгрывание эпизодов сказки Г.Х. Андерсена «Огниво».
  25. Рисование «Портрет профессии моих родителей».
  26. Ролевая игра «Агентство недвижимости».
  27. Беседа «Мой вклад в бюджет семьи».
  28. Дидактическая игра «Банк».
  29. Занятие-игра «Путешествие в страну электричества».
  30. Занятие-лаборатория «Экономим тепло».
  31. Занятие-путешествие «На необитаемом острове».
  32. Моделирование произведения В.Катаева «Цветик-семицветик».
  33. Развитие речи и общения «Мои потребности».
  34. Блок «бюджет семьи. доходы и расходы».
  35. Блок «деньги»
  36. Блок «потребности и возможности»
  37. Блок «труд. профессии»
  38. Конспект од в старшей группе.
  39. КВН «Путешествие по стране Экономика» (по итогам года).

Драматизация русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» (с использованием теневого театра).

Задачи: помочь понять суть натурального обмена (бартера); формировать у детей-дошкольников отрицательное отношение к обману, излишней доверчивости; ввести в словарь детей такие экономические понятия, как: «бартер», «натуральный обмен».

Занятие «Деньги и товары».

Задачи: закрепить знания детей о деньгах и товаре; помочь осознать на доступном ребёнку уровне взаимосвязь «труд — продукт — деньги», зависимость стоимости продукта от его качества; воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к тем людям, которые умеют хорошо трудиться и зарабатывать.

Занятие «Игра-путешествие водяной капельки».

Задачи: систематизировать знания дошкольников о круговороте воды в природе, сложности её добычи, необходимости бережного отношения к ней; уточнить знания о профессии сантехника, её важности для сохранения водных ресурсов; воспитывать уважительное отношение к труду, желание беречь воду.

Занятие-беседа «Экономика и мы».

Задачи: познакомить детей с понятиями «экономика», «золотое правило экономики»; формировать представление об экономических категориях; воспитывать вежливость, культуру общения.

Занятие-телепередача «Почта гнома Эконома».

Задачи: закрепить представление ребят о труде людей; расширить знания о профессиях, развивать смекалку, сообразительность, логическое мышление, интерес к пониманию окружающего мира; воспитывать у детей умение слушать друг друга

Игра-занятие «Накопление и потребление».

Задачи: познакомить дошкольников с такими экономическими понятиями, как: «накопление», «потребление»; показать каким образом эти понятия связаны с доходами семьи.

Познавательное занятие «В гостях у семьи экономистов».

Задачи: познакомить с понятием «семейный бюджет»; уточнить представления о правилах ведения домашнего хозяйства; развивать любознательность, исследовательские способности; воспитывать бережное отношение к семейному бюджету, уважение к труду.

Чтение и инсценировка русской народной сказки «Сивка-бурка».

Задачи: формировать представления о взаимосвязи потребностей и возможностей, учить с помощью мимики и пантомимики передавать характерные черты героев сказки; развивать память, мышление, речь; воспитывать настойчивость, стремление добиваться успеха в любом деле.

Чтение и обсуждение сказки «Колосок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов.

Задачи: формировать представление о последовательности выполнения той или иной трудовой деятельности; показать взаимосвязь различных трудовых процессов, а также зависимость качества продукции от добросовестного отношения к работе; развивать умение характеризовать и высказывать своё мнение о сказочных героях; воспитывать трудолюбие.

Беседа «Деньги и их роль в жизни».

Задачи: познакомить детей с историей возникновения денег, денежными знаками разных стран; установить взаимосвязь «труд — деньги»; развивать диалоговую речь; воспитывать бережное отношение к деньгам.

Дидактическая игра «Доходы семьи».

Задачи: познакомить детей с понятием «доходы»; расширить их знания об основных и дополнительных доходах в семье; воспитывать ответственность за свои поступки.

Дидактическая игра «Супермаркет».

Задачи: познакомить воспитанников с понятием «цена»; показать детям, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену на товар с имеющимися у себя наличными деньгами; ввести в игру проблемные ситуации «на товар не хватает денег», «некачественный товар»; развивать воображение; воспитывать культуру общения, самостоятельность.

Игра-занятие «Заветные желания».

Задачи: закрепить представления детей о понятии «потребности человека», раскрыть значимость жизненно важных; развивать воображение, самостоятельность мышления, связную речь; воспитывать упорство, настойчивость в достижении поставленной цели.

Конкурс «Назови профессию».

Задачи: закрепить знания о профессиях; развивать сообразительность, быстроту реакции; воспитывать культуру взаимоотношений.

Лепка «Наши помощники — электроприборы».

Задачи: дать представления о профессиях, относящихся к производству электроприборов; повторить изученные приёмы лепки; развивать мелкую моторику руки, абстрактное мышление, воображение; воспитывать аккуратность, умение доводить дело до конца.

Просмотр видеоматериалов, аудиорассказ о производстве заводов.

Задачи: показать детям производственный цикл изготовления товаров; воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, уважение к результатам труда.

Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр».

Задачи: закрепить представление детей об ограниченности ресурсов, связать это с семейным бюджетом, который тоже ограничен; формировать навыки и привычки культурного поведения, взаимодействия с миром вещей; ввести роли «товаровед», «расфасовщик товара», «рекламный агент»; воспитывать бережливость, толерантность.

Чтение и обсуждение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Задачи: расширить представление детей о главной проблеме экономики — постоянно возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях для их удовлетворения; формировать отрицательное отношение к трусости, глупости и жадности; развивать память, мышление, речь; воспитывать отрицательное отношение к жадности.

Дидактическая игра «Собираясь в дальний путь…».

Задачи: закрепить представления детей о первоочередных нуждах человека; развивать воображение, умение самостоятельно принимать решения; формировать разумное поведение в различных жизненных ситуациях.

Игровой тематический комплекс «Юный бизнесмен».

Задачи: закрепить у детей знания ранее изученного материала; ввести в словарь новые понятия: «рыночные отношения», «бизнес», «договор».

Комплексное занятие «Хочу и надо».

Задачи: учить различать понятия «хочу» и «надо» у ребят; дать им представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас благ; формировать чувство меры; воспитывать чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.

Познавательное занятие «Как выращивают хлеб».

Задачи: расширить и конкретизировать знания о процессе выращивания и изготовления хлеба; совершенствовать грамматический строй речи, расширять словарный запас; воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

Познавательное занятие «Потребности. Какие они?».

Задачи: учить ребят различать виды потребностей; устанавливать взаимосвязь между потребностями и возможностями; воспитывать отрицательное отношение к корыстолюбию и жадности.

Разыгрывание эпизодов сказки Г.Х. Андерсена «Огниво».

Задачи: расширить представление детей о деньгах и их ценности; развивать способность разумно расходовать деньги; воспитывать бескорыстие, гуманность.

Рисование «Портрет профессии моих родителей».

Задачи: закрепить знания детей о том, что труд является средством получения денег; формировать уважение к членам семьи, зарабатывающим деньги; развивать художественные способности; воспитывать эстетическое отношение к миру.

Ролевая игра «Агентство недвижимости».

Задачи: познакомить воспитанников с работой агентства по недвижимости и профессией риэлтора; развивать коммуникативные способности, творчество, фантазию детей; воспитывать умение согласовывать свои действия друг с другом.

Беседа «Мой вклад в бюджет семьи».

Задачи: расширить представление детей о составляющих семейного бюджета; развивать диалогическую речь, активизировать словарный запас; воспитывать у детей бережливость как условие сохранения семейного бюджета.

Дидактическая игра «Банк».

Задачи: накопление представлений о смысле хранения денег в банке, о возможности получения кредита; ввести новые профессии «кассир», «консультант», «инкассатор»; развивать коммуникативные умения, речь; воспитывать уважительное отношение к труду работников банка.

Декабрь

Занятие-игра «Путешествие в страну электричества».

Задачи: формировать представление об электричестве; расширить знания детей о правилах безопасности при пользовании электроприборами; воспитывать бережное отношение к электроэнергии.

Апрель

Занятие-лаборатория «Экономим тепло».

Задачи: расширить представления детей о различных способах экономии ресурсов в опытно-экспериментальной деятельности; развивать наблюдательность; уважение к результатам труда людей.

Занятие-путешествие «На необитаемом острове».

Задачи: формировать представления детей дошкольного возраста о первоочередных потребностях человека; развивать фантазию, воображение; закрепить навыки использования приёмов «включения» и «опредмечивания» в конструктивной деятельности; создавать эмоционально-положительный климат в группе детского сада; воспитывать чувство коллективизма.

Май

Моделирование произведения В.Катаева «Цветик-семицветик».

Задачи: учить детей по картам-схемам составлять описательный рассказ, помочь им понять значимость жизненно важных потребностей; воспитывать чувство благодарности к тем людям, которые прилагают максимум усилий, чтобы помочь другим.

Развитие речи и общения «Мои потребности».

Задачи: закрепить представление детей о жизненно важных потребностях человека; воспитывать честность, целеустремлённость.

Октябрь

Блок «бюджет семьи. доходы и расходы».

Январь

Блок «деньги»

Ноябрь

Блок «потребности и возможности»

Сентябрь

Блок «труд. профессии»

Март

Конспект од в старшей группе.

Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Цель:

– раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»;

– наличные и безналичные деньги;

– закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

Задачи:

Образовательная задача: познакомить с деньгами.

Развивающие задачи: расширять представление об элементах экономики (деньги их история); формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы); уделять внимание эффективности источников информации; (самостоятельно находить источник информации); формировать представление о весе предметов, путём взвешивания на ладонях.

Воспитательные задачи: воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу; воспитывать уважение к труду и бережному отношению к деньгам.

Оборудование: мяч, кошелек с набором разных монет и банкнот, изображение пластиковой карты, бумага и цветные карандаши, шаблоны квадратов, ноутбук, проектор.

Организация детской деятельности.

1. Вступление

Воспитатель: Ребята, сегодня утром на нашу почту пришло письмо от самого Скруджа Макдака. Он пишет: «Дорогие ребята, у меня случилась беда, нет, даже катастрофа. Вчера я потерял кошелёк и мне его не найти. Помогите мне отыскать его».

Воспитатель: Мы поможем герою найти кошелёк? Для чего же нужен кошелек? Да, конечно. Люди хранят свои деньги. Давайте сыграем в игру. Я буду бросать мяч, а вы будете называть, для чего нам нужны деньги.

Теперь мы с вами узнали, что кошелёк предназначен для хранения денег, которые люди тратят на свои потребности. 2. Основная часть.

Воспитатель: Чтобы ещё больше узнать о деньгах, мы можем отправиться в прошлое, узнать, как и откуда появились деньги. Давайте мы расставим руки в стороны, закроем глаза и полетим в прошлое (звучит музыка, соответствующая полёту). Вот мы и оказались в прошлом.

Воспитатель: История денег началась ещё с древнего мира. Первобытный человек не имел денег, так как они ему были не нужны. Всё необходимое ему давала природа. Ребята, а что было необходимо человеку? Верно. Как и нам, первобытному человеку нужна была еда, одежда, жильё. Они рыбачили, выращивали пшеницу.

Однажды люди стали обмениваться. Так они могли обменять рыбу на зерно, овощи на шкуру. Мех животных, зёрна, орехи, ракушки, соль в те времена были деньгами для людей. Позже стали появляться металлические деньги: кольца, бусинки, брусочки. Затем появились первые монеты, которые были очень похожи на современные.

вопросы. И за это получаете монетки. Это те самые монеты, которые были в кошельке Скруджа Макдака.

На столе лежат картинки с изображением мебели,посуды, продуктов и бытовой техники. Все картинки перемешаны. Чтобы отыскать деньги Скруджа, на необходимо выполнить это задание в командах. Первая команда: отобрать все картинки, на которых изображены продукты и бытовая

техника. Вторая команда: отобрать картинки с мебелью и посудой. Затем нужно придумать название вашим магазинам, в которых всё это продаётся. За выполненное задание дети получают монеты. Вот мы и узнали с вами историю денег. Теперь нам нужно вернуться в настоящее. Присаживайтесь, расположите руки в стороны, закройте глаза и вот мы полетели (звуки, соответствующие полёту).

Дети подходят к столам, на которых расположены монеты и банкноты. Рассматривают их и называют признаки. Монета – круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак). Называют монеты разного достоинства (5 рублей, 10 рублей, 1 копейка).

Банкноты – бумажные, прямоугольные, шуршат. Также называют банкноты разного достоинства. Воспитатель: Все эти деньги материальны. Мы их можем потрогать, посмотреть на них. Но ещё бывают безналичные деньги. Они не хранятся у нас в кошельке, так как они находятся на пластиковой карте (показать пластиковые карты).

Для того, чтобы получить банкноты необходимо вставить карту в банкомат, ввести пароль, нужную сумму и получить деньги. А чем сейчас можно ещё расплачиваться помимо карт, монет, банкнот? Верно. Сейчас человек может расплатиться часами, телефоном. А теперь нам необходимо выполнить последнее задание. Каждой команде, нужно экономно используя лист, обрисовать по шаблону как можно больше квадратов.

Конспект занятия по финансовой грамотности детей старшего возраста «Приключения Умника и Торопыжки»

Цель:формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:

*дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;

*обогатить словарный запас дошкольников основными финансово экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

*способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;

*стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; положить начало формированию финансово-экономического мышления;

*способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;

*сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;

*содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель приветствует детей и говорит им, что два братца отправились в сказочное путешествие в страну Финансов, где узнали много интересного о деньгах и для чего они нужны. Герои предлагают отправиться в путешествие вместе с ними.

Основная часть

Звучит весёлая музыка, и дети с героями отправляются в путь.

Воспитатель: На прошлом занятие вы узнали, как появились деньги, какие они бывают…

Воспитатель: Для чего они нам нужны?

Воспитатель: Верно. Деньги нужны для удовлетворения потребностей.

– Что такое потребности?

Ответы детей.

Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

Перед вами картинки вы должны среди них определить и выбрать жизненно важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье).

Воспитатель: вы правильно сказали – жилье, в доме можно укрыться от непогоды, от посторонних людей, дом – семейный очаг, где может собираться вся семья.

Мышата (герои) решили выбрать себе дом.

(На экране изображения трёх домиков: очень большой, очень старый и разрушающийся и аккуратный маленький домик. Первый по цене 3 монетки, второй 1 и третий 2).

Торопыжка сразу взял самый дешевый домик, зачем платить лишнее.

А Умник стал думать и рассуждать.

Сначала он решил взять самый большой дом за 3 монетки, но потом отказался.

Как вы думаете почему?

(Одному не нужен такой большой дом, для одного дорого).

И взял домик за две монетки.

А как вы думаете, почему он не взял маленький и старый домик?

(Ответы детей)

Так и вышло! В этом домике Торопыжке было очень холодно, крыша протекала, и ему пришлось потратить ещё две монетки на его ремонт.

Воспитатель: Давайте поможем мышатам сосчитать оставшиеся монетки.

(Дети на столе производят отсчёт и подсчёт монет. Сколько осталось)

Стало холодно. И мышата вспомнили ещё про одну важную потребность.

Какую? (Одежда).

И купили её, потратив по одной монетке.

– Отложим из их кошелёчков по одной монетке.

А потом у мышат забурчали животики, и они вспомнили про ещё одну жизненно важную потребность. Какую?

(Потребность в еде)

Взяли Мышата по одной монетке, и пошли в магазин.

Посмотрите, что они купили.

(В корзинке у Умника крупа, мука, сыр, молоко, овощи. У Торопыжки много разных сладостей.)

Обсуждение с детьми: «А чтобы купили вы?».

Подвести детей к пониманию, что сладости не жизненно необходимая потребность.

Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет?

Ответы детей.

Воспитатель:

Бюджет – это подсчет доходов и расходов.

Доход – это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

Расход – это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители только не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.

Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет поиграем в игру «Хочу и надо».

Игра «Хочу и надо»

Перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.

Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.

Сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты,

купить одежду – 1 монета,

на продукты – 1 монета.

Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.

Заглянули мышата в свои кошельки, а там….

Подсчёт детьми.

У Умника осталась одна монетка. Торопыжка спросил у него, что он с ней сделает.

А что бы сделали вы? Ответы детей.

Умник: Эта монетка поможет нам заработать много других монеток, но это уже другая история и я расскажу её вам в следующий раз.

Заключительная часть

А сегодня давайте напомним мышатам правила обращения с деньгами:

1. Экономно распоряжаться деньгами.

2. Потраченные средства уже не вернешь.

3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.

4. Невозможно иметь все, что хочешь.

5. Бережно относиться к деньгам.

6. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести кошелечек (копилку) и откладывать туда деньги «на потом».

Сегодня мы с вами изготовим своими руками кошелечки.

В них можно хранит монетки. Они все белого цвета. Каждый из вас с помощью цветных карандашей, разукрасить свой кошелёк, так, что бы он стал самым красивым.

Мышата благодарят детей и прощаются с ними.

КВН «Путешествие по стране Экономика» (по итогам года).

Задачи: выявить уровень представлений детей о сущности экономических понятий, изученных в течение года; развивать сообразительность; воспитывать интерес к экономике, трудолюбие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
BestCreditOnline.ru